Mt. Baker: соло восхождение
Выдался свободный день и я решил сходить на охоту, чтобы покормить собак. Точнее, чтобы размять кошки, а то они совсем застоялись. В 6 часов утра я выехал из моего дома в Burnaby, направляясь в сторону границы США, чтобы сходить на Mt. Baker. 8 часов спустя я стоял на вершине.

Чуть было не написал: “...любуясь замечательными окрестными видами”. К счастью, никаких видов в этот день не предполагалось. Весь день гора была покрыта маревом дымки- испарениями после знойных солнечных дней. Этот легкий туман не защищал от ультрафиолетовых лучей, но блокировал жар солнца. Погода была самая “восходительная”.

Дорога до парковки под началом маршрута заняла примерно два часа, включая пересечение границы. Вскоре после 8 утра я вышел на тропу, ведущую к Coleman Glacier. Первые 10-15 минут шлось как-то тяжело- организм еще не вработался, но я обычно даю ему эту возможность. Рюкзак был легкий – около 10 кг. Люблю я ходить на Mt. Baker за 1 день- не нужно нести бивуачное снаряжение и еду. В рюкзаке у меня только 2 литровых термоса с чаем, теплая куртка, каска, кошки, аптечка, небольшой набор снаряжения на случай попадания в трещину, ледоруб, да пластиковые ботинки. До нижних ночевок под языком ледника я шел в кроссовках.

От парковки тропа идет через лес, пересекая несколько ручьев/рек. Вода в реке сегодня довольно низкая- легко можно перепрыгнуть с камня на камень не замочив ноги. Недалеко от водопада я встретил спускавшуюся двойку- парень с девушкой, с рюкзаками, увешанными альпинистским снаряжением. Похоже ходили не Normal route. Странно только, что спускаются рано утром.

Лес кончился. Из лесу вестимо я вышел на гребень морены, ведущей к нижним ночевкам под ледником. Склоны морены покрыты альпийскими лугами в полном цветении. Красный, желтый, голубой - выбирай себе любой. Сделал снимок правой стороны морены.

Отсюда же, если посмотреть налево, открывается вид на ледник и вершину Baker. Цвета здесь совершенно другие- черно-белые в синеве дымки.

У языка ледника я в первый раз остановился. Обул пластик. Надел кошки, выпил пол-литра чая. Поддержание водно-солевого баланса очень важно на восхождении. За час тяжелой физической работы только через дыхание и пот здесь теряется не менее 300 мл. воды. Если организм обезвоживается, кровь густеет и хуже переносит молекулы кислорода и глюкозы к клеткам мышц. Работоспособность падает.

Пока переобувался, посматривал на группу новичков с инструктором, проводящим занятие по передвижению по снежному рельефу. Все то-же самое, что и в наших альплагерях. Техника альпинизма ничем не отличается на Западе и на Востоке. Различия имеются в основном в принятой культуре взаимоотношений альпинистов.

Начал подниматься по склону влево- вверх в сторону верхних ночевок.Там я обычно и ставлю палатку, когда хожу с ночевкой. Наверху правда холоднее и нет воды- приходится топить снег, но зато ближе к вершине и нет комаров и грызунов, как внизу. Склон северный и снег достаточно жесткий. На кошках легко поднимаюсь по склону без тропы. Снега в этом году много и жаркая погода не успела растопить его. Ледовые трещины закрыты этим снегом, но слой еще достаточно толстый и плотный. Это было первое, что я оценил еще на подходе к леднику, и что меня порадовало – идти будет относительно безопасно.

Идется легко, и вскоре я поднялся до верхних ночевок. Останавливаться я не стал, и продолжил движение по тропе в снегу в сторону перевала. Высота здесь уже больше чем на два километра превышает высоту Ванкувера и воздух более разреженный. Этот чистый, легкий и прохладный горный воздух для меня как нектар- намного лучше чем тяжелый, насыщенный кислородом воздух долин.

Ледоруб я не доставал и двигался с лыжными палками. Рельеф очень простой. Все время вверх – то покруче, то поположе. Ноги ставятся чуть шире, чем при обычной ходьбе, чтобы кошкой не задеть другую ногу. Все знакомо до автоматизма, и через некоторое время я включил автопилот и позволил ногам самим шагать по фирновому склону. Они это делали тысячи раз и все знают сами. Очень удобно, когда рельеф не требует высокой координации движений. Не знаю, как все это в точности происходит, но полагаю, процесс выполняется следующим образом: каждая нога распознает рельеф, сравнивает его с эталонным, и на основании этого, а также памяти предыдущего состояния, ставит ботинок с кошкой под нужным углом и с требуемым усилием. Если возникает какая-нибудь проблема, движение корректируется по цепи обратной связи. Сам я в этом совершенно не участвую, а как бы сижу в коробочке, поглядываю по сторонам для контроля, а ноги сами меня несут. Так как я сам ничего не делаю, а просто сижу наверху и отдыхаю, усталости никакой нет. Естественно, ноги посылают мне сигналы о своей усталости, иногда наливаясь свинцовой тяжестью, но тут я им ничем помочь не могу. Давайте ноги, работайте, вы сами сюда пришли.

До перевала я дошел очень быстро. Немного удивился, увидев группу, спускающуюся на перевал с гребня, ведущего к Roman Wall. Что-то поздновато. Обычно группы выходят на этот маршрут с ночевок в 2-3 часа ночи и в это время должны уже сидеть в палатках и чай пить. Идут очень медленно. Координация движения у одного из них несколько нарушена- ручки- ножки все время в разные стороны. Я попил чаю и съел пакетик сухофруктов. Не стал дожидаться, пока группа спустится и начал подниматься на гребень правее пути их спуска. Снег уже раскис и довольно глубокий - по колено, местами проваливаюсь глубже. Неожиданно левую ногу пронзила острая боль. Ногу свело. Одна из мышц в районе бедра окаменела под действием резкой нагрузки при выкарабкивании из глубокого снега. Пришлось остановиться, помассировать бедро. Через пару минут мышцы расслабились, и я продолжил движение, стараясь не проваливаться в снег левой ногой. Перед тем как двинуться дальше, я помочился. Прожигая небольшую лунку, на снегу расплылось ядовито-желтое пятно. Стандартный цвет мочи при больших нагрузках и обезвоживании организма.

Пройдя по гребню я оказался под склонами Roman Wall. Отсюда до вершины примерно 300 м по высоте. Wow, я все еще не один на горе. Сверху спускается еще одна группа. Спускаются довольно быстро. Понятно, почему так поздно. Судя по снаряжению, они поднимались по более сложному North Ridge.

Я достал свой ледоруб, оставил рюкзак на небольшой площадке в конце гребня, и начал подниматься- вначале по вязкому месиву снега, в котором все подъемные следы были разрушены спускавшимися группами. Немного выше я нашел цепочку следов от кошек, которая уходила правее и пошел по ней. Шлось легко, спасибо 70-ти подъемам на Grouse Mountain за последние 7 месяцев. Нигде не останавливаясь я поднялся практически до самого верха Roman Wall. Здесь я остановился чтобы сфотографировать трещину. Вот она трещина и чернота под ней.

Таких трещин здесь тысячи. Они конечно не такие глубокие, как например на Mt. McKinley, но идти все равно приходится по снежным мостикам, которые прячут эти трещины. Поэтому хочу предостеречь- не следуйте моему примеру соло восхождения, если только Вы не знаете совершенно точно, что Вы делаете.

Сфотографировал трещину, и вскоре я уже стоял на вершине. Было 2 часа дня. Слегка пахло серой. Запах бывает гораздо сильнее, когда облачко сероводорода из кратера сдувается ветром в сторону вершины. Сфотографировал сам себя и начал спуск.

Спускался я быстро, все время сбивая ледорубом снег, налипающий на кошки. На нижних ночевках я опять переобулся, снял с себя все лишнее, и двинулся вниз к парковке. В 8 вечера я уже мылся в душе дома.

Mt. Baker – не очень высокая вершина - 3,285 м над уровнем моря. Но, учитывая, что город, в котором я живу, находится на берегу океана, перепад высоты получается большой. Время моего восхождения - не рекордное. Это даже не лучшее мое время. Но удовольствие я получил огромное.

Please log in to post your comment
All comments: 1
Sergey Smirnov: Друг Гор
Спасибо за интересный и красивый, без приукрашиваний, рассказ. Сидя днями напролет перед экраном компьютера, подпирая пузом стол, легко забыть о Природе и своем месте в ней. Этот рассказ - освежающее напоминание, а автор, несомненно, не просто Покоритель Вершин, а настоящий Друг Гор. С таким нигде пропадешь.
2010-08-30 11:08:50

View all stories
Welcome
Dr. Ravil Chamgoulov is an elite world-class high-altitude climber who was awarded the rare and prestigious Soviet Union designation of ‘Snow Leopard’.